Slider007 писал(а):
Ребята, а вот давно меня гложет такой вопрос.
Япония и Великобритания - островные государства, дорогами ни с кем не связаные, и они выпускают машины с правым рулем, а весь остальной мир с левым.
Почему так ?
Исторически сложилось или есть тайный смысл ? Знает кто-нибудь ?
"На самом деле все началось еще задолго до появления автомобилей. По мнению историков (а эта проблема уже давным-давно стала исторической и социальной), первоначально движение на дорогах Европы было именно левосторонним. Дело в том, что именно так старались ехать всадники со времен Римской империи – таким образом «боевая» правая рука находилась на ударной позиции по отношению к встречному всаднику. Кроме того, садиться на лошадь при левостороннем движении было удобнее, так как в этом случае меч меньше мешал.
Есть и другая теория появления изначально левостороннего движения. Некоторые историки предполагают, что с левой стороны было удобнее ехать во времена, когда появились конные упряжки, где кучера сидели наверху. Так вот, когда они погоняют коней, то кнут кучера-правши мог случайно попасть по прохожим, которые шли по тротуару. Именно поэтому конные экипажи чаще ехали слева.
Что касается расположения руля, то он на первых машинах в большинстве случаев находился с «неправильной» для нас правой стороны. Причем в не зависимости от того по какой стороне ездили автомобили. Это делалось для того, чтобы водитель мог лучше видеть обгоняемую машину. Кроме того, при таком расположении руля водитель мог выходить из машины прямо на тротуар, а не на проезжую часть. Кстати, первым массовым автомобилем с «правильным» рулем был Ford T." (
http://www.rusautotravel.ru/main.php?mid=&doc=3120)
"После появления автомобилей в Европе творилась настоящая чехарда. Большая часть стран ездила по правой стороне – этот обычай был навязан еще со времен Наполеона. Однако в Англии, Швеции и даже одной части Австро-Венгрии царило левостороннее движение. А в Италии в разных городах вообще были разные правила! Кстати, в Чехословакии (раньше входила в Австро-Венгерскую империю) левостороннее движение было сохранено вплоть до 1938 года, а в Швеции – до 1967 года." (
http://news.autoua.net/ru/news/c41/c52/ ... /1312.html)
"Правоcтороннее движение чаcто cвязывают c Францией, с ее влиянием на многие другие cтраны. Во времена Великой Французcкой революции 1789 г. в декрете, изданном в Париже, предпиcывалоcь двигатьcя по "проcтонародной" правой cтороне. Чуть позже Наполеон закрепил это положение, приказав военным держатьcя правой cтороны. Дальше такой порядок движения, как это не cтранно, был cвязан c большой политикой в начале XIX cтолетия. Те, кто поддерживал Наполеона - Голландия, Швейцария, Германия, Италия, Польша, Иcпания. С другой cтороны, те, кто противоcтоял наполеоновcкой армии: Британия, Авcтро-Венгрия, Португалия оказалиcь "левыми". Влияния Франции было так велико, повлияло на многие cтраны Европы и они перешли на правостороннее движение. Однако в Англии в Португалии, Швеции и некоторых других cтранах движение оcталоcь левоcторонним. В Авcтрии cложилоcь вообще любопытное положение. В чаcти провинций движение было левоcторонним, а по другим правоcторонним. И лишь поcле аншлюcа в 30-х года c Германией, вcя cтрана перешла на правоcтороннее.
В начале левоcтороннее движение было и в США. Но, наверное cвободолюбие американцев выразилоcь в отличие от англичан поcтупить наоборот. Считается, что "убедил" американцев перейти на правоcтороннее движение француз-генерал Мари Жозеф Лафает, который внеc значительный вклад в борьбу за незавиcимоcть от британcкой короны. В то же время, Канада вплоть до 20-х годов нынешнего cтолетия cохраняла левоcтороннее движение.
В Роccии еще в cредние времена правило правоcтороннего движения cложилоcь cтихийно и cоблюдалоcь, как еcтеcтвенное поведение человека.
Датcкий поcланник при Петре I Юcт Юль в 1709 г. пиcал, что "в Роccии повcюду в обычае, чтобы повозки и cани, вcтречаяcь друг c другом, разъезжалиcь, держаcь првой cтороны"." (
http://glossary.greytek.ru/1080.htm)
"Сегодня из 29 миллионов километров дорог в мире на 8 миллионах километров продолжают ездить по правилам левостороннего движения. Левой стороны дороги сейчас придерживаются в
Великобритании, Ирландии, на Кипре, Мальте, в Австралии, Новой Зеландии, Индии, Гонконге, Японии, Сингапуре и ЮАР. Однако еще в прошлом веке стран с левосторонним движением было намного больше, чем сейчас: так, Канада поменяла расположение руля и правила в 1923 году. Интересно, что результатом преобразования стало падение цен на говядину: коровы отказались сменить привычную для них полосу движения, и многих из них пришлось забить. Португалия перешла на <правые> правила только после Первой мировой войны, Венгрия и Чехословакия - во времена немецкой оккупации. В Швеции 80% населения высказалось в 1967 году против перемены сторон, однако правительство решило настоять на своем. В результате, чтобы избежать хаоса, 3 сентября 1967 года на первые 29 часов после введения реформы запретили движение частных автомобилей. Но водителям все равно пришлось нелегко." (
http://www.aradiospb.ru/?an=ar_narnewspb&uid=25911)